Vigele

У вас имеются фонограммы или семейные архивы по теме нашего сайта? У вас есть пожелания или предложения? Мы будем рады пообщаться с вами: Илья Сайтанов rslon@mail.ru

О проекте

Cвою коллекцию первым начал издавать на дисках архив Польского Радио. Серия называется «Muzyka źródeł" — читай «Музыка источников». Уже вышло 27 дисков. Преимущественно порегионно, но вышли также отдельные диски с религиозными песнями, с колядками, балладами и т. д. В общем, зайчики, одно слово. Каталог тут.

Главный хранитель полевых записей музыкального фольклора — Институт Искусств Польской Академии Наук (IS PAN). Не так давно они начали публикацию своих архивов на CD. 1-й диск — просто коллекция самых «ранних» из сохранившихся записей (1945-1950), далее записи выходят «порегионно», всего пока вышло 7 дисков. Каталог здесь, полевые записи – в серии “ISPAN Folk Music Collection”. Часть записей, как я понимаю – это диски к ранее выходившим нотным/текстовым сборникам этих же регионов, скажем к книге «Puszcza Kurpiowska w pieśni» кс. Скерковского.

Из крупных «официальных» издателей, нужно вспомнить новейшее издание Польской Академии Наук — «Lubelskie — Polska pieśń i muzyka ludowa».

Серия «Polska pieśń i muzyka ludowa» — это так называемый «Новый Кольберг», проект, цель которого — на материалах 1950-х-2000-х годов описать фольклор (в т. ч. музыкальный) всех регионов Польши. Оскар Кольберг, кто не знает, сделал то же самое сто лет назад. Задача современного издания, как я понял — сделать это детально, вплоть «до гмины», читай «до уровня сельсовета». Каталог издания вот тут.

Начали эту серию ещё в 1974 году, вышли тома «Куявы», «Кашубы», и вот наконец «Любельске».
Отличие именно этого тома, собственно, в том, что кроме нотных и текстовых расшифровок, комментариев этнографов и т. д., к книжкам прилагаются CD с оригинальными полевыми записями. Итого получается комплект, что-то типа 8-9 CD и 6 книжек к ним.

Это, так сказать, деятельность «федеральная». Кроме этого, выходят диски в регионах, а ещё кроме этого, публикуют свои записи отдельные этнографы, профессионалы и любители. Замечу в скобочках, а ещё более многие – не публикуют. Существует «обращение» записей от одного «нуждающегося» к другому. Причём я сталкивался с разрешениями в разных вариантах: «можешь показывать (видеофильм с полевыми записями), но никому не переписывай», и «можешь переписывать, но в интернет не выкладывай, и вообще это не для широкого распространения», и, наконец, вовсе без условий.

Из публикаций этнографов-любителей, самая знаменитая серия – Muzyka Odnaleziona (Я бы так перевёл: «Музыка, потерянная и вновь найденная»). Каталог здесь. Уже вышло 10 дисков-книжечек, из них девять – с польской музыкой, один с украинской. Первый диск обзорный (но мегаклёвый), остальные посвящены микрорегионам или даже отдельным выдающимся исполнителям. Режиссёр Анджей Беньковский, фанат «сырой» деревенской музыки, много лет был одним из немногих, кто деревенских свадебных музыкантов Польши знал чуть ли не каждого, навещал, и, конечно, записывал – аудио и видео. Написал про это книжку «Последние деревенские музыканты», и прославился. Книжку не купить нигде, у меня копия с копии)). Как-нибудь найду время, закину сюда переводы фрагментов нескольких из его книжек, оно того стоит. А ещё, у Беньковского отличный видеоканал на ютубе

Другая достойная внимания серия – In Crudo. Её издаёт «Дом Танца Варшава», люди «сырую» польскую народную музыку сами играющие, поющие, и продвигающие. Уже вышло 11 дисков, посвящённых отдельным темам (к примеру, песни за души умерших), исполнителям или подводящие итоги ежегодных «таборов» — встреч с деревенскими музыкантами. Каталог частично здесь, а частично здесь. Свой канал на ютуб тоже имеется.

Ещё о публикациях полевых записей: каждый год Польское Радио проводит конкурс "Fonogram źródeł", в котором выбирают (!) лучшую фонограмму полевых записей на CD/DVD опубликованную в прошедшем году. Первым был «Fonogram źródeł 2008«. С одной стороны, это хороший источник информации о том, что вообще издавалось в соответствующем году, с другой – отличная идея, почему у нас такого нет?

(c) http://rslon.livejournal.com/140076.html


Радости собирателя — о порядке куплетов


Последние полгода у меня продолжается «этнографическая экспедиция». В основном в Москву – езжу в гости к старшему поколению, записываю их музыкальные воспоминания. Мне ужасно везёт наверное, удивительные встречи и замечательные люди мои информанты, один лучше другого. Музыка сопровождается историями – иногда страшными, иногда весёлыми, масса сильных эмоций. Пару недель назад случилась одна из самых трогательных и забавных.

Идёт рассказ о колыбельной, где по очереди упоминаются ножки – чтоб они были здоровы, ручки — чтоб они были здоровы, глазки — gezunt zol zayn dayn eygele, итп. Песню Раиса Семёновна запомнила в Витебске в 1940 году, когда её было два с половиной года.

И вот перечисляя правильный порядок она останавливается: «Больше я не помню. Я засыпала».

(c) http://rslon.livejournal.com/228690.html